19 июля 2024 г.
Редакция OnReport
1158

Что такое канбан/скрам-доска?

  1. Канбан - одна из методик планирования задач с довольно солидным возрастом.

Что такое канбан/скрам-доска?

Впервые применили подобный метод еще в 40х годах ХХ века. Суть подобного решения заключается в разделении рабочей доски на три части:

  • To-do-лист или список задач, которые предстоит выполнить лично или в команде.
  • Задачи, взятые в работу в данный момент.
  • Решенные задачи. Отображаются опционально для понимания того, что уже сделано.
     

При этом, никто не мешает добавить свои колонки, например, задачи, которые в данный момент проходят аудит. Это очень удачное решение для проектов, требующих продолжительного тестирования.

Причем совсем не обязательно использовать канбан-доски только для разработки. Они универсальны. Можно приспособить под что угодно, хоть под список семейных покупок: текущих, регулярных, запланированных. Дополнительный контроль никогда не помешает. В данном случае контроль за расходами.

Скрам – все та же канбан-доска, полностью приспособленная для решения задач разработчиков, придерживающихся принципов Agile. Самый простой вариант кастомизации канбан-доски – добавление двух дополнительных колонок – задачи, находящиеся на проверке или тестировании и отложенные по каким-либо причинам задачи.

В чем смысл Agile?

Как работать в Джире по принципу Agile? Для этого нужно понимать сам принцип. Его суть в разбитии одного глобального проекта на множество мелких задач, более легких, которые можно без проблем осилить за «спринты» или недельные интервалы.

Спринты формируются из заранее сформулированных целей, естественно достижимых, а данных временных рамках. Лидера команды формирует спринты, добавляя или убавляя задачи с учетом пожеланий пользователей и заказчиков.

Скрам-доски позволяют в полной мере реализовать принцип Agile, а их цифровая версия добавляет комфорт работы команде, даже разбросанной по всему миру.

Для чего нужна Jira?

Если в целом канбан –доски универсальны и затачивались под решение определенных проектов отдельно, то Jira изначально разрабатывалась под нужды разработчиков программного обеспечения. Именно по этой причине сервис не выглядит универсальным и гибким в настройках для любых задач. В приоритете – программисты. По этой причине, в сервисе реализуются следующие сценарии:

1. Список задач представлен в максимально наглядном виде.

2. Управление не только проектом, но и командой, занятой на данном проекте.

3. Возможность вести разработку программного обеспечения или добавления новых версий.

4. Возможность работать с задачами в области маркетинга, обслуживающего продвижения программного продукта.

5. Возможность работы с ошибками.

6. Это лишь основные варианты применения сервиса Jira.

Jira: как пользоваться?

Весь алгоритм можно разложить на семь простых этапов:

1. В первую очередь необходимо попасть на сайт разработчиков.

jira 1.png

2. Необходимо зарегистрироваться и создать административный профиль. Для других пользователей необходимо создать профиль тоже. Для создания аккаунта можно воспользоваться быстрой регистрацией, используя профиль Google или Apple.

jira 2.png

3. Чтобы завершить регистрацию, необходимо ответить на ряд вопросов, в том числе и о том, для чего вам необходим данный продукт.

jira 3.png

4. Можно также сразу пригласить своих коллег.

jira 4.png

5. Для настройки сервиса нужно ответить на 4 быстрых вопроса.

jira 5.png

6. Придумайте название проекта и введите ключ доступа.

jira 6.png

7. Далее мы получаем готовое рабочее пространство, которое остается только настроить под свои функции.

jira 7.png

Как работать в Jira: интерфейс

Вкладка «Проекты». Здесь вы найдете все канбан/скрам-доски, доступные для просмотра и редактирования. Можно сказать, что это ваш «рабочий стол» или основное рабочее пространство. Здесь можно отслеживать этапы развития продуктов и выхода в релиз.

Фильтры. Здесь можно настроить параметры поиска нужных проектов или задач, варианты взаимодействия с сотрудниками и прочие детали, связанные с постановкой и реализацией задачи.

Дашборды. Здесь вы найдете всю аналитику по проектам и задачам.

Люди. Подробная информация о сотрудниках и атсорсерах, занятых в проектах.

Задачи (Issues). Как правило, подразумевается задача, которую необходимо решить. Это может быть ошибка при исполнении кода или функция, которую нужно добавить в софт. Под Issues понимается части проекта или спринта. Составляя список задач и задавая ему приоритет организуется рабочий процесс. Далее мы рассмотрим, как создать задачу в Jira.

Стоит отметить, что Задачи в Jira разделяются на категории. Причем можно создать собственные типы для распределения заданий, фильтрации и дальнейшего поиска. «Из коробки» можно разделить задачи на добавление новых функций, исправления багов, установку подзадач и эпиков. Как открыть и как закрыть задачу в Jira рассмотрим ниже.

Дорожная карта

jira 8.png

Можно назвать тактическим разделом. Здесь можно планировать работу команды на будущее, стая не срочные и запланированные задачи. Фактически это объединение всех задач, так или иначе связанных друг с другом, даже, отложенных на будущее.

Рассмотрев Дорожную карту можно легко понять планы компании, так как вся информация хорошо структурирована и визуально оформлена.

Релизы

При добавлении новых функций или исправлении старых ошибок, код упаковывается и отправляется пользователям в виде обновления. Учет версий и версионность – наиболее распространенный и удобный по мнению экспертов способ работы при разработке и поддержке программных продуктов.

Контроль новых версий – одна из основных «фишек» Jira. Можно создавать и задавать новую версию, указывать дату выпуска и закреплять за новой версией другие задачи, например, исправление багов или добавление функций.

Удобный вариант для контроля версий и стратегического планирования. Здесь разработчики могут видеть, когда запланированы те или иные работы, чтобы равномерно распределять нагрузку и отслеживать каждый этап выполнения поставленных задач.

Код

jira 9.png

Интеграция с другими платформами, полюбившимися разработчикам – одна из ключевых «фишек». Можно интегрировать с Bitbucket, Github и Gitlab. Благодаря этому, руководитель проекта может не только наблюдать смену статусов задачи, но и непосредственно инспектировать фактические изменения в коде.

Как создать задачу в Jira?

Сделать это можно двумя способами:

1. Нажать на кнопку «Создать» в верхней панели управления.

jira 10.png

2. Через канбан-доску соответствующего проекта.

jira 11.png

Задачи можно импортировать в Jira из CSV-файл. Главное. Чтобы формат данных совпадал. Причем на протяжении всего периода пользования сервисом доступны справочные материалы, где можно найти ответы на насущные вопросы, например, как списывать время в Jira, завершить релиз, сделать комментарий и так далее.

Задачи можно импортировать в Jira из CSV-файл. Главное. Чтобы формат данных совпадал. Причем на протяжении всего периода пользования сервисом доступны справочные материалы, где можно найти ответы на насущные вопросы, например, как списывать время в Jira, завершить релиз, сделать комментарий и так далее.

Задачи можно импортировать в Jira из CSV-файл. Главное. Чтобы формат данных совпадал. Причем на протяжении всего периода пользования сервисом доступны справочные материалы, где можно найти ответы на насущные вопросы, например, как списывать время в Jira, завершить релиз, сделать комментарий и так далее.

Какие атрибуты могут быть у задач?

Проект. Выбираете текущий или запланированный проект из списка уже созданных.

Тип задачи. Можно выбрать историю, задачу, баг или эпик. Что такое эпик в Jira это большой объем задач. Чаще всего это сразу несколько проектов или один проект над которым может работать две и более команды, совместно или независимо друг от друга.

Резюме. Краткое описание поставленной задачи.

Описание. Подробное описание поставленной задачи.

Исполнитель. Один или несколько членов команды, назначенных ответственными.

Метки. Аналоги хэштегов для ускоренного поиска информации по задаче.

Sprint. В рамках какого спринта будет решаться данная задача.

Story point estimate. Расчёт потенциальных трудозатрат на решение поставленной задачи.

Автор. Сотрудник, поставивший задачу.

Вложение. Файлы, необходимые для решения поставленной задачи, в том числе техническое задание, исходный код и так далее.

Связанные задачи. Если вы искали, как поставить связанные задачи в Jira, то ответ находится именно здесь. Достаточно выбрать из выпадающего списка уже существующую задачу, чтобы сформировать связи.

jira 12.png

Как настроить отчеты в Jira?

Всего доступно четыре вида отчетов.

  • Velocity report. Используется для прогнозирования эффективности команды с учетом уже завершенных проектов и задач.
  • Burnup report. Демонстрирует эффективность работы команды по конкретному спринту относительно общих трудозатрат команды. Используется для расчёта эффективности по конкретному спринту.
  • Cumulative flow diagram. Демонстрирует динамику статусов задач в перспективе. Используется для выявления проблемных моментов для дальнейшей проработке среди менеджеров.
  • Sprint burndown chart. Демонстрирует в графическом виде объем работы, который предстоит проделать для завершения выбранного спринта. Используется для расчёта времени, необходимого на завершение текущего спринта и личной оценки каждого исполнителя.

Как настроить Джиру и пользоваться сервисом, чтобы
сделать работу эффективной?

Есть пять основных действий, которые поднимут эффективность работы команда на 15% и более.

1. Дробите большие задачи. Создавая мелкие задачи, вы ускоряете их решение, что позволяет в значительной степени ускорить реализацию даже очень крупных проектов.

2. Комментируйте задачи и действия членов команды. Не стоит стесняться. Необходимо дать максимум информации и обратной связи, чтобы достичь взаимопонимания и избежать ошибок, которые потребуют переделки части задачи. Если у исполнителя появляется какая-либо идея для повышения эффективности работы – обязательно стоит написать ее в комментариях. Вполне возможно она стоит реализации.

3. Отмечайте каждое действие. Логи позволяют в значительной мере упростить понимание действий одного сотрудника другим. В идеальном случае благодаря логам новый сотрудник сможет в кратчайшие сроки влиться в проект и приносить пользу.

4. Планируйте каждый спринт. Если подготовиться заранее, реализация проекта будет проще. Можно заранее оценить адекватность объема работ и сроки реализации проекта, расставить приоритеты. Возможно реализация одних функций не так важна, как исправление выявленных багов. К тому же, планирование позволит выполнить спринт без переработок.

5. Записывайте свои действия. Регулярно (примерно раз в 1-2 часа) делайте пометки, что сделано, как сделано, для чего. Записывайте планы и идеи. Фиксируйте каждое действие. При анализе подобных данных можно выявить «тонкие места» и проработать их для повышения эффективности работы команды и каждого члена в отдельности.

Сервисы из статьи
Управление задачами
Блокируют аккаунты из РФ
Доступно только через VPN